Что покажет УЗИ?

/upload/resize_cache/iblock/4ad/600_600_240cd750bba9870f18aada2478b24840a/v76eutfm2elhao8q4yvarf5se7i2sriu.jpeg

Что покажет УЗИ?

Какие виды УЗИ бывают и что исследуют с их помощью? Для чего нужна биопсия во время УЗИ? Об ультразвуковых исследованиях в сети клиник «Атлас» рассказывает Евгений Лакша, врач ультразвуковой диагностики.

Ультразвуковая диагностика — доступный и безопасный метод исследования, позволяющий ответить на важные вопросы при плановом обследовании.

Каждый орган и каждая ткань в организме имеют индивидуальную структуру и определенный тип нормального строения. При развитии патологического процесса, воспаления, опухоли или травмы, структура тканей меняется. Лучевые методы диагностики, в том числе УЗИ, при таких изменениях позволяют определить характер процесса.

Какие виды УЗ-исследований мы проводим в клиниках «Атлас»?

Исследования артерий

УЗИ артерий помогает оценить анатомические особенности сосудов, исключить атеросклероз или воспалительные изменения, а также тромбоз. У сосудов могут меняться траектория, ширина и количество ответвлений. Большинство анатомических вариантов ничем не грозят, однако в ряде случаев эта информация может быть крайне важной.
  • Например, хирург способен удалить опухоль прямой кишки именно в пределах пораженного сегмента, сохраняя кишку и качество жизни пациента. Для этого хирургу необходимо знать особенности кровеносной анатомии кишки.
  • Некоторые анатомические варианты вызывают заболевания. Особое расположение двенадцатиперстной кишки между брюшной аортой и верхней брыжеечной артерией у некоторых людей может приводить к компрессии кишки. Это сопровождается хроническим затруднением прохождения пищи через желудочно-кишечный тракт и способствует развитию гастрита, язвы желудка и панкреатита.

Исследования вен

УЗИ вен в основном проводятся для исключения тромбоза, недостаточности клапанов, для диагностики варикозного расширения глубоких вен, а также воспаления.

Исследования щитовидной, молочных и грудных желез

Эти виды УЗИ помогают исключить объемные образования (кисты, узлы и опухоли) и воспалительные изменения, оценить анатомическое строение органов, чтобы отличить патологические изменения от вариантов нормы.

Исследование плевральных полостей

Плевральные полости — узкие пространства в грудной клетке, ограниченные двумя листками плевры (серозной оболочки легких). Их исследования проводятся, чтобы исключить наличие свободной жидкости. В плевральных полостях в норме может находиться минимальное количество свободной жидкости (10-20 мл). Она обеспечивает скольжение листков относительно друг друга.

Избыточное количество жидкости в плевральных полостях формируется при воспалительных процессах из-за травм, а также при онкологических процессах. Жидкость уменьшает объем плевральной полости и давит на легкое, уменьшая его объем. Это ухудшает дыхание и способствует развитию воспаления в сжатом легком.

УЗИ плевральных полостей назначают:
  • При подозрении на воспаление легких
  • При выявленных пневмониях
  • После травм грудной клетки
  • Во время эпизодов нарушения дыхания, в том числе в процессе диагностики и лечения злокачественных опухолей.

Исследование сердца

УЗИ сердца доктор назначает с целью оценки его анатомии, размера и функции, для исключения постинфарктных рубцов и аномалий развития, а также для оценки риска ишемического поражения, например, из-за спазма артерии.

Исследования органов брюшной полости (печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, селезенки)

Эти виды УЗИ помогают исключить объемные образования (кисты, узлы и опухоли) и воспалительные изменения, камни в желчном пузыре, желчных и панкреатическом протоках. УЗИ позволит оценить анатомическое строение, определить при обзорном сканировании состояние регионарных лимфоузлов, а также некоторых петель кишечника.

Лимфоузлы выполняют функцию биологического фильтра. Каждая группа лимфоузлов в теле фильтрует лимфу от конкретных тканей и органов. При изменении структуры регионарных лимфоузлов врач может предположить наличие патологии.
При заболеваниях структура лимфоузлов меняется определенным образом. Иногда эти изменения специфичны, и врач может с большой точностью определить характер процесса.

Исследования почек, мочеточников и мочевого пузыря

Эти УЗИ нужны для исключения образований, оценки анатомических вариантов (в отношении почек и мочеточников они встречаются чаще всего, в основном в виде вариантов нормы) и конкрементов — «камней». Знание структуры органов может помочь при хирургических вмешательствах и диагностике заболеваний.

Исследования органов малого таза

УЗИ органов малого таза нужны для исключения объемных образований, оценки текущего воспаления и его последствий. Эти УЗИ важны для оценки репродуктивной функции при планировании беременности.

Исследования во время беременности

Сегодня УЗИ во время беременности — незаменимое исследование. Оно направлено на скрининг, оценку состояния плода и эмбриона, исключение осложнений в период вынашивания.

Исследования мягких тканей и периферических лимфоузлов

Данные УЗИ проводятся в тех же целях, что и описанные выше исследования, с дополнительной возможностью исключения последствий травм (инородных тел, гематом).

Что еще можно сделать с помощью УЗИ, кроме визуализации органов и систем?

Раннее обнаружение образования, состоящего из мягкой ткани (узла или опухоли), позволяет определить природу процесса – доброкачественную или злокачественную — и при необходимости провести биопсию.

Крупные кисты (полости, заполненные жидкостью) в некоторых органах можно опорожнить при проведении пункционной аспирации.

УЗ-сканеры применяют при проведении пункций и биопсий для точного наведения иглы. В сложных случаях, к примеру для определения типа опухоли, применяют пункционную биопсию — забор фрагмента ткани опухоли с помощью специальной иглы через небольшой разрез в теле, под МРТ, КТ или УЗ-навигацией. Проводятся пункции обычно под местной анестезией, для этого не требуется длительное пребывание в стационаре.

Какое оборудование мы используем?

Доктора наших клиник работают на современных УЗ-сканерах Siemens и General Electric. Это оборудование последнего поколения, собравшее в себя все необходимые возможности и функции, которые управляются системой сканеров в сбалансированных режимах автонастройки.
Благодаря этому доктора не тратят время на калибровку оборудования: все внимание и время они используют для полноценного погружения в диагностический процесс.